Целью настоящей статьи является рассмотрение некоторых последствий отступлений в регулярной практике от технологии классической йоги, изложенной в книге Виктора Бойко «Йога. Искусство коммуникации» (далее по тексту — ЙИК).
Перед тем как по-настоящему проснуться, попробуй хорошенько выспаться.
- Предисловие
- Медитативное состояние в практике асан. Что это такое и как реализуется?
- Тело. На каком языке оно говорит со мной?
- Точка бифуркации в практике
- Причины засыпания и способы его предупреждения
- Психика. Что делает тебя живым?
- Йога-нидра. Психический сон, в чём отличие от простого короткого сна?
- Выводы на сегодня
1. Предисловие
Практика йоги в состоянии глубокой ментальной релаксации на фоне качественного физиологического расслабления — прекрасный инструмент саморегуляции человека. Проверено многими последователями школы йоги Виктора Бойко, и мною лично.
Это статья — осмысление, возможность поделиться своим опытом как живым процессом с момента знакомства с нашей йогой в 2005 году. Для тех, кто занимается многими годами, но так и не прочувствовал на себе наилучшим образом все те бонусы, которые может и главное даёт регулярная практика йоги.
Состояние до. Отсутствие радости и сил просыпались раньше меня каждое утро.
Мы приходим в йогу в разных состояниях. Людям в состоянии перегрева психоэмоциональной сферы, сопровождающемся плохим качеством сна, сложнее всего даётся ментальное расслабление в практике. Если тело и психика ведут себя не очень дружелюбно, то опереться не на что. Источника нормальной обратной связи в системе нет. Сигнальная система сбоит. Состояние «жить нельзя». Плохо и с собой, и без себя.
Что мы делаем на коврике? Настраиваем дружественный разговор тела и психики, знакомим уставшее бежать тело с воспаленным сознанием. Сознание будто впервые узнаёт, что кроме него есть ещё кто-то тут живой. Пока ещё живой. Договариваются: вот тут я себя оставлю в покое, поэтому, будь добр, и ты затихни хоть на минутку. Расслабление, ментальная релаксация, те самые отключки сознания для людей в подобном перегретом состоянии приходят как откровения жизни, как манна небесная. Возвращаются ясность и лёгкость восприятия, ощущение себя целостного.
Пока приходишь в относительную свою целостность, пролетает время, месяцы и годы практики. Важный момент, регулярно занимаясь — мы так или иначе нарабатываем навык. При этом если в практике где-то закралась системная ошибка, то она постепенно закрепляется в этом навыке. Следствием чего вполне может стать отсутствие прогресса, как в качестве самой практики, так и в общем самочувствии. Во избежание таких последствий целесообразно регулярно производить сверку на соответствие своей практики с базовой технологией классической йоги, приведённой в ЙИК.
Да, мы действительно много отлёживаемся в практике в самом начале. Наш ослабленный организм с жадностью истощённого путника припадает к живительному источнику расслабления, тишины и покоя, ощущая себя живей и сильней.
Одна из ловушек состоит в том, что, научившись расслабляться путём многочасового вылёживания на коврике, практикующий может очень надолго залипнуть на этом.
Практика йоги в ослабленном состоянии способна улучшить самочувствие на короткое время. Занимаясь регулярно в ресурсном состоянии, мы способны изменить качество самой жизни.
2. Медитативное состояние в практике асан. Что это такое и как реализуется?
В общем понимании нашей школы «медитация» — это простое внимание, объектом которого, в частном случае, может выступать тело и всё, что с ним связано: удобство положения и статичность при отсутствии явных ощущений. Внимание здесь — это чуткое наблюдение всего того, что есть СЕЙЧАС в теле, как в асанах, так и в промежутках между ними. И если тело оставить в покое и не ставить ему никаких задач, то оно естественным образом САМО расслабляется по той тропинке и на ту глубину, на которую сегодня для него это возможно. При этом ментальный тонус снижается. Мы можем воспринимать это как утрату резкости, восприятие расплывается. Это состояние ментальной релаксации — начальная стадия молчания ума. Попадая в неё, начинаешь двигаться по направлению ко сну. Но у нас не стоит задача усыпить себя на коврике. Если есть перегруз, недосып, то, скорее всего, чуть позже вы найдете себя вздремнувшим здесь же на коврике.
Медитативное состояние в практике асан возможно, если соблюдаются: принцип действия недействием, однородность фона ощущений тела в асанах и паузах между ними, наблюдение происходящего в теле и сознании в текущем моменте бытия.
Если в асанах проступают ощущения — разбираемся с ними, так чтобы нам было ПРОСТО, УДОБНО И СТАТИЧНО. В идеале — любое положение тела сопровождается однородностью ощущений внутреннего пространства. В силовых, стоячих и сидячих асанах этот фон ощущений воспринимается нами различно. Другими словами — интенсивность ощущений разная, но качество однородности присутствует везде. Как только однородность ощущений нарушается — пора на выход из асаны.
Ментальная релаксация как базовое состояние в практике вовсе не означает, что сознание пустое и мыслей совсем нет. Это означает, что нет вовлечённости внимания в мышление, нет целеполагания и анализа происходящего, но при этом сохраняется ясность восприятия текущего момента. Уход от обдумывания реализуется постоянным возвращением внимания в тело. Раз за разом мы направляем внимание внутрь себя. В какой-то момент, может быть через десятки сотен таких возвращений, навык самоудержания внимания в теле приобретает новое для себя качество — однонаправленность.
3. Тело. На каком языке оно говорит со мной?
В начале мы с ним договариваемся и адаптируем его к статике: вместе с ним учимся не стараться, не делать лишнего и отпускать себя в любом положении. Постепенно научаемся просто быть в асане, реализуя на своём материале принцип «у-вей» – действие недействием.
Асана – статичное положение тела, в котором человек может пребывать длительно без особого усилия. Простыми словами – наблюдаем за телом, когда ему хорошо и спокойно. Создаём определённые условия для запуска восстановительного процесса системы в целом. Это тот самый, нужный нам доверительный контакт тела и психики, при утрате которого начинается разбалансировка организма.
На фоне этой адаптации к непривычному для нас новому режиму взаимодействия с собой мы разбираемся с пластами накопленного напряжения. Вспоминаем утраченное на дорогах жизни состояние лёгкости и расслабленности. Начальный этап освоения йоги для многих проходит в режиме оздоровления и как подготовка к полноценной практике йоги. Технология йоги, описанная и в совершенстве применяемая теми, кто услышал ВСБ — это и есть суть йогатерапии. Та, что выводит нас из глубочайшего минуса в ресурсное жизненное состояние.
Оздоровительный эффект от практики йоги наступает при регулярности занятий более четырёх раз в неделю. Один выходной в неделю от практики обязательно. Если заниматься один – два раза в неделю или ещё реже, то результата можно ждать вечно, и, в конце концов, прийти к выводу о неэффективности йоги. В начале освоения йоги необходимо чередовать комплексы стоячих и сидячих асан, описанных в ЙИК.
При этом совсем необязательно выполнять в один день весь комплекс асан. Например, начали комплекс первого дня в понедельник, выполнили из него пять асан, в среду продолжили, а в пятницу завершили оставшиеся стоячие асаны. Во вторник, четверг и субботу проработали вдумчиво все асаны из комплекса второго дня. Тем самым за неделю весь набор асан проработан и усвоен. Так можно постепенно выйти на свой ритм и глубину погружения в практике, подходящих вам и вашей жизни.
Есть ещё один нюанс грамотного старта в йоге – это однажды начав, не бросать заниматься. Если вы попробовали «на вкус» практику йоги и приняли взвешенное решение, что этот инструмент вам подходит, тогда не упускайте время и тем самым свой шанс на качественные изменения своего самочувствия и жизни в целом. Продолжайте заниматься даже тогда, когда достигнуты первые положительные результаты: появились силы, тело не сигналит болью, улучшился сон, появились ясность восприятия и стабильное настроение.
Когда человек регулярно начинает и регулярно бросает практику, то тем самым сбивает себя с толку. Забывает про йогу, как только становится чуть легче. На фоне просадки самочувствия снова вспоминает о ней и возвращается к занятиям. Несколько заходов в практику без системы и организм перестаёт реагировать на йогу. «Тот, который во мне сидит» приходит к выводу о неэффективности практики.
В режиме «шаг вперёд, два назад» организм сам принимает решение – лучше вообще не начинать снова, чем участвовать в этом аттракционе на качелях. Поэтому чему удивляться: если в прошлый раз прекрасно шло расслабление, а сейчас, как будто, сопротивление включилось.
Тело – это ценность для человеческой системы. Грамотно выстроенная практика йоги становится своего рода питанием тишиной и покоем. Этим невозможно насытиться впрок. Регулярность в нужном объёме – вот, что нам приносит настоящую пользу.
4. Точка бифуркации в практике
Это тот самый момент, в котором нужно для себя понять самое важное: пока не наладишь свою жизнь, практика будет как инструмент «удержания себя на плаву». Да, утонуть не даст, но и летать не получится.
Как происходит поворот «не туда»?
Пролетают несколько лет практики. За это время посчитайте: полтора-два часа в день, четыре-шесть раз в неделю, помноженные на пять-семь лет. Это немало, за это время можно научиться профессиональной деятельности в любом направлении. Благодаря настойчивости, а может уже «отступать некуда – позади Москва», ослабленный своей жизнью человек научился расслабляться и регулярно оставляет себя в покое на коврике. Несбалансированность жизни продолжает сильно напрягать его. В свою очередь, он отвечает ей качественным расслаблением. Помогает. Появляются силы. И если есть склонность брать на себя лишнее и/или плохо работает «тормозная система», то человек ещё больше нагружает себя по жизни.
Если жить в режиме «бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит» с ощущением хронического недосыпа, то, конечно, время, которое мы выделяем на йогу, сводится к ещё одному варианту доспать на коврике. И да, нам становится действительно легче.
Инструмент йоги, используемый как рабочая «волшебная таблетка», позволяет человеку поддерживать свой бешенный ритм жизни по принципу «бегу правильно, потому что быстро», давая возможность ещё быстрее бежать дальше. Мы подсаживаемся на этот лёгкий вариант обретения хорошего самочувствия.
Не разобравшись с режимом дня и со своей дневной активностью, будем повторять из раза в раз одно и тоже круговое движение. Встал — отжался — упал — отлежался — снова побежал отжиматься.
Другой вариант пойти в «никуда».
Человеку, живущему в состоянии перевозбуждения, практика, основанная на глубокой релаксации, даёт поначалу качественный отдых, восстанавливает сон. Создаёт условия, чтобы «прийти в себя». Залипание на пассивной практике с преобладанием длительных шавасан с засыпанием, при отсутствии стоячих асан и без должной регулярной физической нагрузки, приводит к перекосу вегетативного тонуса в сторону парасимпатики. Другими словами — перерасслабление ведёт к потере жизненного тонуса.
Знаю по своему опыту и наблюдению за другими, чем оборачивается «перелёживание» месяцами в шавасанах. Будто сама жизнь начинает встряхивать человека, корректируя его поведение, создавая разные обстоятельства непреодолимой силы. Быть перерасслабленным ничуть не лучше, чем жить в перенапряжённом состоянии.
Засыпание и длительные отключки на коврике оказались препятствиями в настройке саморегуляции человека. Можно провести аналогию со сном. Недостаток сна разрушает человека, переизбыток его приводит к болезненной апатии. И только необходимый и достаточный объём сна создаёт условия для восстановления нервной системы, снимая текущие напряжения.
В разумных дозах питание тишиной и покоем в практике йоги может иметь терапевтическую ценность в сфере восстановления здоровья в целом.
Третий путь — узкая тропинка сквозь заросли ежевики и сассапареля.
Последователи нашей школы редки на ней, но они всё же есть. Эти первопроходцы собственных глубин, не дожидаясь полного восстановления системы, начинают активно использовать различные медитативные техники в своей практике. Параллельно используют техники глубокого расслабления и получают невероятные по своим проявлениям спецэффекты, и не только на коврике. В странных фееричных состояниях наяву, во снах и причудливых узорах своей картины жизни.
Для безопасного погружения с использованием техник работы с сознанием необходим хороший ресурс как самого тела, так и психики. Если его окажется недостаточно, то за результат экспериментов никто не отвечает. Даже тот, кто выбирает этот путь.
Серьёзную работу с сознанием лучше начинать с опытным наставником. Легко свернуть не туда и «наломать дров».
5. Причины засыпания и способы его предупреждения
Перегрузка
Источниками перегрузки практикующего могут быть:
- Состояние, в котором человек пришел в йогу и в конкретную данную практику, например: накопленная усталость повседневности, хронический недосып и т.п.
- Ошибочная техника исполнения асан, выраженная в избыточном старании и чрезмерном усилии, в том числе в подходах к расслаблению.
Слабая работа с вниманием
Другая причина связана с отсутствием работы с вниманием. Здесь процесс засыпания в общем аналогичен естественному процессу ежедневного погружения в ночной сон. Что происходит: преобладание лежачих асан, общее перерасслабление, расфокусировка внимания с утратой осознанности, в том числе за процессом дыхания. Всё это создаёт набор тех же предпосылок, что и к обычному ночному сну.
Рекомендации для предупреждения засыпания в практике
Примечание. Настоящие рекомендации ни в какой части не подменяют собой общий алгоритм технологии классической йоги, данный в ЙИК. Рекомендации предназначены для тех практикующих, для кого актуальна проблема частого и продолжительного засыпания в практике.
- Комплекс асан первого и второго дня выполнять согласно алгоритму, описанному в ЙИК, с соблюдением принципа недеяния.
- Важно создать намерение в начале практики — сохранять внимание к происходящему в теле в состоянии неподвижности и покоя, как в асанах, так и в промежутках.
- Между асанами выполнять малые паузы стоя, сидя на стуле или на полу, не горизонтально, желательно с прямым позвоночником.
- В больших паузах между асанами время пребывания не более семи минут. Для предупреждения длительного засыпания рекомендуется использовать таймер.
- При приближении момента засыпания можно слегка приоткрыть глаза, расфокусировав взгляд, сохраняя внимание в теле.
- Следовать намерению сохранения устойчивости внимания к происходящему в теле и сознании:
- Если проступает какое-либо ощущение тепла, смутного движения и пр., на котором наше внимание само залипает, словно магнитится, сохраняем длительно внимание к этой области.
- В отсутствие явных триггерных точек-ощущений, на которых внимание само залипает, можно направлять и сохранять внимание на однородности фона ощущений тела в целом или можно без особого усилия поискать, за что сегодня можно зацепиться вниманием.
- В заключительной шавасане время пребывания 15–20 минут. Для предупреждения длительного засыпания рекомендуется использовать таймер.
Если постоянно заниматься в ослабленном состоянии или в состоянии хронического недостатка сна, то можно привыкнуть заниматься в состоянии дремоты с длительными провалами в сон. Это в перспективе не самый лучший вариант.
Со временем, рано или поздно, практика асан должна проходить на фоне выстроенного режима дня, поскольку только в таких условиях может быть полностью раскрыт терапевтический потенциал практики йоги.
6. Психика. Что делает тебя живым?
В начале освоения технологии йоги поток мыслей как горная бурная река — радио FM: бесконечно вещает и не о том. Вечная болтушка, порой мешающая уснуть. Когда надо думать — не можешь настроиться, а когда не надо — думается за троих сразу.
Чаще в нашу йогу приходят с фоновой невротической тревожностью. Корни её глубоко из детства. Она настолько вросшая, что воспринимается как часть характера самого человека. С этой тревожностью и в целом с перекосами, вызванными перенапряжением от жизни, человек, освоив технологию релаксации в йоге, за какое-то вразумительное время справляется. Настолько успешно, что у окружающих может сложиться впечатление, что практика йоги качественно изменила его.
А изменения ли это на самом деле? Может быть, это прояснение восприятия, избавление от всего наносного, всех этих огневых и броневых защитных баррикад, которыми мы буквально обкладываемся с детства? Человек, занимаясь нашей йогой, постепенно слой за слоем снимает всю лишнюю шелуху, проявляя свою подлинность. Тогда видны перемены только внешние. А по сути – это возврат к себе естественному.
Но есть такие «счастливчики», которые помимо невротической тревожности наполнены ещё экзистенциальной тревогой. Которая как вечный зов, требующий ответов на самые главные вопросы бытия. Рано или поздно перед каждым возникают такие вопросы: кто я, откуда, куда двигаться дальше, правильно ли я развиваюсь и что с этим всем делать? В начале освоения йоги первоначальный ментальный шум и необходимость выживать отвлекают нас от основных вопросов бытия. А когда нам удаётся наконец затихнуть и разглядеть себя, все нерешённые вопросы проступают в восприятии с большей настойчивостью.
Глубинное беспокойство человека — экзистенциальная тревожность, как неотъемлемая базовая часть полноценного человеческого бытия. От неё не надо избавляться всеми доступными способами. Она создаёт поле возможностей встретится с самим собой. И практика йоги в этом случае нам в помощь. За пеленой экзистенциальной тоски спрятаны важные импульсы внутренней жизни человека, его самоопределение.
С внутренними конфликтами, укоренёнными в глубине экзистенциальной тревожности, йога в ключе «полежать несколько лет и само пройдёт» не работает. И если настаивать с перерасслаблением, продолжать заниматься, раз за разом выключая себя до «равновесно-спокойного» состояния, то может возникнуть состояние тупого покоя. Ничего не хочется и уже не можется.
Человеку может быть плохо от того, что он по жизни делает не то, что надо. И ровно также ему может быть несладко от того, что он до сих пор не делает того, что уже давно пора сделать.
Параллельно с регулярной и качественной практикой йоги надо разбираться со своим внутренним состоянием. Возможно, пришло время задать себе нужные вопросы и вспомнить, что ответы на них рядом с тобой на расстоянии вытянутой руки, на уровне сердца. Но это уже не про «доспать на коврике». Вот тогда практика асан в медитативном ключе с использованием техники глубокого расслабления «йога-нидра» способна раскрыться во всей своей мощи.
Жизненно необходимо познать кто ты есть. О чём твоя подлинная глубинная песня, что вдохновляет просыпаться каждый день рано утром с радостью. Наполнить свою жизнь нужными смыслами и творческими реализациями.
Если продолжать жить как герой второго плана в своей картине бытия, то жизнь наполнит твои дни до краёв самыми разнообразными обстоятельствами. Не всегда лучшими, а чаще теми, от которых так и хочется порой упасть и отключиться.
7. Йога-нидра. Психический сон, в чём отличие от простого короткого сна?
«Йога-нидра» — способ научить человека обращаться с собственной психикой (В.С. Бойко).
Во сне отдыхает и восстанавливается лишь тело, но не психика, «перегретая» текущими либо бессознательными задачами. Если есть нарушение качества сна, то за время, отведённое на ночной сон, даже тело не успевает восстановиться. Для достижения качественной релаксации тела и сознания необходимо сохранять определённый покой тела при полной вовлеченности бодрствующего сознания в сам процесс расслабления. Сознание при этом претерпевает определённые изменения. Если во время практики нидры сознание отключается — это не совсем сон, так наилучшим образом выстраивается процесс восстановления психики, скрываясь за ширмой сна.
Результаты наблюдений электрических колебаний ритмов головного мозга1 показывают, что во время практики нидры общий фон бета- и тета-ритмов перемежается короткими периодами преобладания альфа-волн. Так и есть: глубокая ментальная релаксация — это пребывание в состоянии преимущественной активности альфа-ритма, особого состояния бодрствования при расслаблении с закрытыми глазами.
Существенное отличие йога-нидры от сна в том, что настоящий отдых системе дают не просто физиологический покой тела и не те периоды гашения сознания, что для нас привычны и понятны, а именно промежутки просоночного состояния, когда преобладают альфа-волны. В «пунктирах восприятия» создаются периоды разреженности состояния сознания, те самые просветы, в которые у системы появляется возможность освободиться от всех ранее накопленных видов перегрузок.
И таких по-своему идеальных условий невозможно создать ни во сне, ни наяву. Вот почему благодаря йога-нидре есть возможность настроиться на свою нужную жизненную частоту, получить ответы на многие жизненные вопросы. Потенциальный ресурс исправления жизненной стратегии у человека есть всегда. Доступ к подлинному исцелению может дать именно практика на основе глубокого расслабления.
Обычно в момент засыпания сознание человека гаснет, как при нажатии кнопки «выкл». Качественно освоенная практика йога-нидры обучает мастерству наблюдения за моментом перехода от бодрствования ко сну, постепенно формируя навык растягивания его во времени. Вот это и есть та самая специфичность воздействия в практике нидры.
Пример записи наблюдения активности мозга. Показатель доминирования альфа-ритма – фиолетовая линия.

Комментарий нашего коллеги, опыт йоги более 15 лет:
«А это пример просадки. Когда в жизни что-то случается, то ни асаны, ни пранаямы, ничто не помогает и при любых стараниях болтаешься на уровне 40-60. Это к вопросу о критической важности для йоги ямы-ниямы. Это не просто воспитательные этические нормы. Если не живёшь ровно, то никакие практики не помогут. Тупо энергии не будет хватать для прогресса. Поэтому все религии и духовные пути начинаются с локальных внешних и внутренних этических правил.»
8. Выводы на сегодня
Важно понимать, с чем и зачем человек пришёл в йогу.
Для кого-то этап восстановления здоровья через ментальную релаксацию занимает пару лет и позволяет решить реальные задачи по здоровью — даже те, о которых он не подозревал в самом начале. Кто-то разбирается с собой многие годы. Процесс проходит индивидуально и сильно зависит от начального состояния на момент встречи с йогой, а также личных особенностей к восприятию и использованию информации.
Всю глубину полезного воздействия и мощи трансформации по-настоящему может оценить лишь тот, кто прошёл по грани «быть или не быть», по тончайшему экзистенциальному лезвию бритвы бытия, продолжая заниматься йогой. И другой такой настолько качественно работающей технологии саморегуляции я не знаю, хотя много с чем соприкасалась по жизни.
После того как первоначальная «уборка системы» сделана, появляется выбор. Оставить практику как инструмент для жизни, в качестве особого рода питания и отдыха своей системе. Или разбираться с десертом в виде техник работы с сознанием. А может, и то, и другое, без фанатизма, поскольку «йога для жизни, а не жизнь для йоги» для меня остаётся ключевым принципом. Людей, которым по судьбе положено пойти дальше собственной терапии, — единицы. Путь в глубины «лучшей версии самого себя» чаще индивидуален.
В любом случае необходимо изо всех сил сбалансировать жизнь. Выстроить режим сна, работы и отдыха. Так, чтобы к вечеру, что бы вы ни делали в течение дня, чрезмерно не уставали.
Практика йоги не может восполнить весь объём двигательной активности. Поэтому нужно сбалансировать себя любой физической нагрузкой — такой, чтобы в радость и не сильно экстремально. Главное — регулярно. Для меня этой активностью стали путешествия на природу в горы с умеренной физической нагрузкой. В условиях города мне подходят длительные прогулки и плавание.
Правильно расставленные запятые в осознании происходящих внутренних процессов, понимание ценности встречи с собой на глубине экзистенциальных состояний, с возможностью взглянуть им прямо и честно в глаза, способны придать особенную глубину проживанию каждого дня.
Состояние сейчас. Благодарность, что не расплескать… Ощущение внутреннего пространства как ценного сосуда, наполненного чем-то светлым и прекрасным. Хочется нести его по жизни бережно и чутко. И да, хочется всех дообнять, а иногда уложить весь мир в шавасану.
У меня получилось выбраться из своего состояния «болота», как Мюнхаузен, потянув себя за волосы, благодаря полному доверию технологии классической йоги. Начала заниматься, сразу стало чуть легче. Отступать было некуда и продолжать практику уговаривать себя не пришлось. Занимаюсь и по сей день.
Как бы она ни называлась: классическая йога или йога ВСБ2 — это йога для жизни.
Йога, которая ЕСТЬ! И она наилучшим образом подходит для нашей жизни на очередных страницах учебника истории.
P.S. Эффект от залипания в асанах с регулярным длительным засыпанием можно проиллюстрировать в понятиях гун. Практикующий из качества «раджаса» (суетливой активности) минуя «саттву» (золотую середину) отправляет себя в дремоту «тамаса» (тупого покоя), где и «размазывается», теряя ясность восприятия и жизненный тонус.
И всё-таки перед тем как по-настоящему пробудиться, хорошо бы выспаться…
1 Некоторые виды электрических колебаний ритмов головного мозга:
- альфа-ритм — состояние бодрствования при расслаблении с закрытыми глазами, внимание направленно внутрь;
- бета-ритм — активность бодрствующего сознания при внимании, направленном вовне;
- тета-ритм — свидетельствует о состоянии сна со сновидениями;
- дельта-ритм — соответствует стадии глубокого сна без сновидений.
2 ВСБ – Виктор Сергеевич Бойко.
Анастасия Черника, преподаватель школы йоги Виктора Бойко.
Апрель, 2025 года.