Восстановление психоэмоциональной сферы.
В начале освоения технологии йоги поток мыслей как горная бурная река — радио FM: бесконечно вещает и «ни о чём». Вечная болтушка, порой мешающая уснуть. Когда надо думать — не можешь настроиться, а когда не надо — думаешь за троих сразу.
Людям, которые привыкли жить в напряжённом состоянии на фоне бессонницы, труднее всего даётся выключить это «радио». Может наблюдаться даже усиление ментальной активности на фоне спокойствия и неподвижности тела. Нам легче, пока в асанах вниманию есть чем заняться: поддержание равновесия тела и наблюдение за проступающими ощущениями от изменения формы. А вот в шавасанах, кажется, нет никакого спасения от собственных мыслей.
Мы начинаем заниматься в разных начальных состояниях. Чаще в нашу йогу приходят с фоновой невротической тревожностью. Корни её глубоко из детства. Она настолько вросшая, что воспринимается как часть характера самого человека. С этой тревожностью и в целом с перекосами, вызванными перенапряжением от жизни, человек, освоив технологию релаксации в йоге, за какое-то вразумительное время справляется. Настолько успешно, что у окружающих может сложиться впечатление, что практика йоги качественно изменила его.
А изменения ли это на самом деле? Может быть, это прояснение восприятия, избавление от всего наносного, всех этих огневых и броневых защитных баррикад, которыми мы буквально обкладываемся с детства? Человек, занимаясь нашей йогой, постепенно слой за слоем снимает всю лишнюю шелуху, проявляя свою подлинность. Тогда видны перемены только внешние. А по сути – это возврат к себе естественному.
Но есть такие «счастливчики», которые помимо невротической тревожности наполнены ещё экзистенциальной тревогой. Которая как вечный зов, требующий ответов на самые главные вопросы бытия. Рано или поздно перед каждым возникают такие вопросы: кто я, откуда, куда двигаться дальше, правильно ли я развиваюсь и что с этим всем делать? В начале освоения йоги первоначальный ментальный шум и необходимость выживать отвлекают нас от основных вопросов бытия. А когда нам удаётся наконец затихнуть и разглядеть себя, все нерешённые вопросы проступают в восприятии с большей настойчивостью.
Глубинное беспокойство человека — экзистенциальная тревожность, как неотъемлемая базовая часть полноценного человеческого бытия. От неё не надо избавляться всеми доступными способами. Она создаёт поле возможностей встретится с самим собой. И практика йоги в этом случае нам в помощь. За пеленой экзистенциальной тоски спрятаны важные импульсы внутренней жизни человека, его самоопределение.
С внутренними конфликтами, укоренёнными в глубине экзистенциальной тревожности, йога в ключе «полежать несколько лет и само пройдёт» не работает. И если настаивать с перерасслаблением, продолжать заниматься, раз за разом выключая себя до «равновесно-спокойного» состояния, то может возникнуть состояние тупого покоя. Ничего не хочется и уже не можется.
Человеку может быть плохо от того, что он по жизни делает не то, что надо. И ровно также ему может быть несладко от того, что он до сих пор не делает того, что уже давно пора сделать.
Параллельно с регулярной и качественной практикой йоги надо разбираться со своим внутренним состоянием. Возможно, пришло время задать себе нужные вопросы и вспомнить, что ответы на них рядом с тобой на расстоянии вытянутой руки, на уровне сердца. Но это уже не про «доспать на коврике». Вот тогда практика в медитативном ключе с использованием техники глубокого расслабления «йога-нидра» способна раскрыться во всей своей мощи.
Жизненно необходимо познать кто ты есть. О чём твоя подлинная глубинная песня, что вдохновляет просыпаться каждый день рано утром с радостью. Наполнить свою жизнь нужными смыслами и творческими реализациями. Если продолжать жить как герой второго плана в своей картине бытия, то жизнь наполнит твои дни до краёв самыми разнообразными обстоятельствами. Не всегда лучшими, а чаще теми, от которых так и хочется порой упасть и отключиться.
Анастасия Черника, преподаватель школы йоги Виктора Бойко.
Апрель, 2025 года.