Медитативное состояние в практике асан

Где наше внимание − там и мы, вся наша жизнь.

Медитативное состояние в практике асан — что это такое и как реализуется?

В общем понимании нашей школы «медитация» — это простое внимание, объектом которого, в частном случае, может выступать тело и всё, что с ним связано: удобство положения и статичность при отсутствии явных ощущений. Внимание здесь — это чуткое наблюдение всего того, что есть СЕЙЧАС в теле, как в асанах, так и в промежутках между ними. И если тело оставить в покое и не ставить ему никаких задач, то оно естественным образом САМО расслабляется по той тропинке и на ту глубину, на которую сегодня для него это возможно. При этом ментальный тонус снижается. Мы можем воспринимать это как утрату резкости, восприятие расплывается. Это состояние ментальной релаксации — начальная стадия молчания ума, ЧВН (читта вритти ниродха). Попадая в неё, начинаешь двигаться по направлению ко сну. Но у нас не стоит задача усыпить себя на коврике. Если есть перегруз, недосып, то, скорее всего, чуть позже вы найдете себя вздремнувшим здесь же на коврике.

Ментальная релаксация как базовое состояние в практике не означает, что сознание обязательно пустое и мыслей совсем нет. Это означает, что нет вовлечённости внимания в мышление, нет целеполагания и анализа происходящего, но при этом сохраняется ясность восприятия текущего момента. Уход от обдумывания реализуется постоянным возвращением внимания в тело. В какой-то момент навык самоудержания внимания в теле приобретает новое для себя качество — однонаправленность.

Важный аспект работы с вниманием в йоге — это научиться фокусировать внимание на себе, именно тогда, когда мы ничем не заняты. Без устойчивого навыка удержания внимания в одном направлении сложно выключить «радио» в голове. Можно много лет прозаниматься йогой, а состояние внутренней тишины так и останется героем прочитанных книг (читать статью про внимание).

Медитативное состояние в практике асан возможно, если соблюдаются: принцип действия недействием, однородность фона ощущений тела в асанах и паузах между ними, наблюдение происходящего в теле и сознании в текущем моменте бытия.

Наблюдение за своей практикой на коврике и жизнью вне его свидетельствуют: многолетнее залипание в практике йоги на шавасанах с длительным засыпанием приводит к тому, что из состояния раджаса (суетливой активности) прямиком отправляешь себя в дремоту тамаса (тупого покоя) и там размазываешься, теряя ясность восприятия. Чтобы этого не происходило, привожу несколько важных моментов, способствующих отстройке практики йоги:

  1. Намерение перед практикой — сохранять ясность восприятия.
  2. Выполнение комплекса асан и коротких пауз согласно алгоритму, описанному в ЙИК, с опорой на принцип недеяния.
  3. На этапе освоения технологии йоги шавасане уделять достаточное внимание, по необходимости отдыхать после каждой асаны. Так как полная релаксация — это база для последующей работы с телом и сознанием.
  4. Удерживать внимание на однородном фоне ощущений как в асанах, так и в промежутках.
  5. Быть чутким и внимательным наблюдателем того, что происходит в теле и сознании.
  6. По мере разгрузки системы и появления устойчивости к статической работе с телом — обязательное выполнение разнообразных стоячих асан каждую неделю.
  7. Между асанами приветствуется вариант отдыха сидя на стуле или на полу, не горизонтально. Если постоянно заниматься в ослабленном состоянии или в состоянии хронического недостатка сна, то можно привыкнуть заниматься в состоянии дремоты с длительными провалами в сон. Это в перспективе не самый лучший вариант, о последствиях рассказывается в статье о перерасслаблении.
  8. Засыпание в длительных шавасанах допустимо только как вспомогательный отдых. Лучше всего ставить таймер: между асанами не более 7 мин и в окончание практики 20–25 мин.
  9. Алгоритм выполнения практики йога-нидры подходит для терапевтических целей.
  10. Для медитативных сессий лучше придерживаться положений сидя и не допускать движения ко сну.

Анастасия Черника, преподаватель школы йоги Виктора Бойко. 

Апрель, 2025 года.

К статьям